Немыкин А.Я. К вопросу о структуре рабочей программы курса «Историческое краеведение Воронежской области» /А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 220-223.

Учебный курс «Историческое краеведение Воронежской области» был введен в Воронежской области в 2012 г. Первоначально он входил в региональный компонент базисного учебного плана, а в настоящее время сохранился в ряде школ как часть школьного компонента. Предполагалось преподавать дисциплину «Историческое краеведение Воронежской области» в 8 и 9 классах по 1 часу в неделю, то есть по 35 уроков в год.

Цель исторического краеведения как предмета – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Одна из задач исторического краеведения заключается в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области в разные исторические эпохи, с историей страны и мира. С другой стороны, на уроках краеведения учащиеся постоянно обращаются к событиям, уже изученным на уроках истории, поднимаясь каждый раз на качественно и количественно более высокий уровень знаний, совершенствуя умение проводить исторические параллели, видеть причинно-следственные связи исторических событий. Таким образом, историческое краеведение региона является своеобразным дополнением курса истории, в то же время оставаясь самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Ценность курса заключается в том, что изучение истории родного края предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий. Предмет характеризуется возможностью совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Для курса исторического краеведения Воронежской области была разработана программа [3], составленная с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учтены современные подходы к школьному историческому образованию.

В содержании курса присутствуют следующие темы.

8 класс.

Тема 1. Историческое краеведение. Это вводный раздел, рассматривающий вспомогательные исторические дисциплины, необходимые при изучении краеведения и истории местного краеведения. Содержание темы: Что изучает краеведение. История воронежского краеведения. Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.). Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности. Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужине палеолита». Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия. Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей. Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян. Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы. Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках. Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в. Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху. Время правления Петра I. Азовские походы 1695-1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства. Положение населения. Народные возмущения в крае. Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния. Святитель Митрофаний. Воронеж в петровское время.

Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в. Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля. Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.). Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле. Воронеж в первой половине XIX в. Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля. Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр. Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

8. Сословия русского общества. Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии. Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, быт казаков. Роль казачества в отечественной истории.

9 класс.

Тема 1. Вводное занятие. История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.

2. Воронежская губерния во второй половине XIX в. Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии. Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях. Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций. Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

3. Воронежская губерния в начале ХХ в. Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования. Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий. Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война. Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии. Политические партии в 1917 г. Подготовка Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии. Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет. Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии. Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг.

7. Воронежская область в 1945-1990 гг. Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы. Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города. Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века. Воронежская область в годы перестройки.

8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения. Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.

Структура рабочей программы отвечает современным требованиям и подходам к преподаванию истории. В соответствии с данной рабочей программой были составлены учебно-методические пособия для 8 и 9 классов [1, 2] и рабочие тетради к ним [4, 5]. Преподавание исторического краеведения должно способствовать не только повышению интереса к истории родного края у школьников, но и повышению успеваемости по истории России.

Библиографический список

  1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
  2. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.
  3. Немыкин А. Я. Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области» (для 8-9 классов общеобразовательных учреждений) / И. В. Немыкина, А.Я. Немыкин. [Электронный ресурс] // Край Воронежский. URL: http://край36.рф/index.php/rabochaya-programma/81-uchebniki/132-programma-po-istoricheskomu-kraevedeniyu (дата обращения 9.09.2016)
  4. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 8 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 64 с.
  5. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 9 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 80 с.