Немыкин А. Я., Немыкина И. В.
Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»
(для 8-9 классов общеобразовательных учреждений).
1. Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
- развивать историческое мышление учащихся;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
- объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»
8 класс
Тема 1. Историческое краеведение.
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.
Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).
Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».
Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.
Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.
Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.
Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.
Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.
Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.
Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.
Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.
Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.
Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.
Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.
Положение населения. Народные возмущения в крае.
Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.
Святитель Митрофаний.
Воронеж в петровское время.
Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.
Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).
Город Воронеж во второй половине XVIII в.
Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.
Воронеж в первой половине XIX в.
Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.
Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
8. Сословия русского общества
Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.
Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.
9 класс.
Тема 1. Вводное занятие.
История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в.Повторение за курс 8 класса.
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.
3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.
Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.
Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.
Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.
Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.
Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.
Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.
7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.
Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.
Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.
Воронежская область в годы перестройки.
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.
Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.
6. Календарно-тематическое планирование
8 класс (35 уроков)
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1. Историческое краеведение | ||||
1 | Историческоекраеведение | 1 | § 1* | |
2 | Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика | 1 | § 2 | |
3 | Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины | 1 | § 3 | |
4 | Наука археология | 1 | § 4 | |
5 | Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение» | 1 | ||
2. Воронежский край в древности | ||||
6 | Палеолит в истории Воронежского края | 1 | § 5 | |
7 | Воронежская область в эпоху мезолита и неолита | 1 | § 6 | |
8 | Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области | 1 | § 7 | |
9 | Железный век в истории Воронежской области | 1 | § 8 | |
10 | Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в древности» | 1 | ||
3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств | ||||
11 | Первые славяне на территории Воронежского края | 1 | § 9 | |
12 | Южные соседи славян | 1 | § 10 | |
13 | Наш край в составе древнерусских княжеств | 1 | § 11 | |
14 | Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств» | 1 | ||
4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках | ||||
15 | Основание Воронежа | 1 | § 12 | |
16 | Воронежский уезд в XVII веке | 1 | § 13 | |
5. Воронежский край в Петровскую эпоху | ||||
17 | Воронеж – колыбель русского флота | 1 | § 14 | |
18 | Судостроение в Воронежском крае | 1 | § 15 | |
19 | Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I | 1 | § 16 | |
20 | Обобщающий урок по разделам «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веке. Воронежский край в Петровскую эпоху» | 1 | ||
6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке | ||||
21 | Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке | 1 | § 17 | |
22 | Освоение и колонизация края | 1 | § 18 | |
23 | Воронеж во второй половине XVIII века | 1 | § 19 | |
24 | Обобщающий урок по разделу «Развитие Воронежской губернии в XVIII веке» | 1 | ||
7. Воронежский край в первой половине XIX века | ||||
25 | Главные события в России в первой половине XIX века | 1 | § 20 | |
26 | Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века | 1 | § 21 | |
27 | Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века | 1 | § 22 | |
28 | Воронежские поэты – Кольцов и Никитин | 1 | § 23 | |
29 | Обобщающий урок занятие по разделу «Воронежский край в первой половине XIX века» | 1 | ||
8. Сословия русского общества | ||||
30 | Сословия русского общества | 1 | § 24 | |
31 | Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии | 1 | § 25 | |
32 | Дворянство как сословие. Воронежское дворянство | 1 | § 26 | |
33 | Донское казачество | 1 | § 27 | |
34 | Обобщающий урок по разделу «Сословия русского общества» | 1 | ||
35 | Обобщающий урок по курсу «Истроическое краеведение» в 8 классе | 1 | ||
Итого за 8 класс | 35 |
* Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
9 класс (35 уроков)
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1. Вводное занятие | ||||
1 | История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. | 1 | § 1** | |
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в. | ||||
2 | Реформа 1861 г. в Воронежской губернии | 1 | § 2 | |
3 |
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. |
1 | § 3 | |
4 |
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии |
1 | § 4 | |
5 |
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. |
1 | § 5 | |
5 | Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.» | 1 | ||
3. Воронежская губерния в начале ХХ в. | ||||
7 | Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. | 1 | § 6 | |
8 | Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в. | 1 | § 7 | |
9 | Первая Мировая война | 1 | § 8 | |
10 | Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.» | 1 | ||
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война | ||||
11 | Падение монархии | 1 | § 9 | |
12 | Подготовка и проведение Октябрьской революции | 1 | § 10 | |
13 | Первые годы советской власти | 1 | § 11 | |
14 | Гражданская война | 1 | § 12 | |
15 | Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война» | 1 | ||
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. | ||||
16 | Новая экономическая политика в Воронежской губернии | 1 | § 13 | |
17 | Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг. | 2 | § 14 | |
18 | Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.» | 1 | ||
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны | ||||
19 | Начало Великой Отечественной войны | 1 | § 15 | |
20 | Воронежская область в начале войны | 1 | § 16 | |
21 | Бои на Воронежской земле | 1 | § 17 | |
22 | Освобождение Воронежской области | 1 | § 18 | |
23 |
Восстановление хозяйства Воронежской области в 1943-1945 гг. |
1 | § 19 | |
24 |
Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в. |
1 | § 20 | |
25 | Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» | 1 | ||
7. Воронежская область в 1945-1990 гг. | ||||
26 | Воронежская область в 1945-1950-е гг. | 1 | § 21 | |
27 | Воронежская область в 1960-1985 гг. | 2 | § 22 | |
28 | Воронежская область в годы перестройки | 1 | § 23 | |
29 | Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.» | 1 | ||
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. | ||||
30 | Воронежская область в 1990-е гг. | 1 | § 24 | |
31 | Воронежская область в ХХI в. | 1 | § 25 | |
32 | Проект «Воронежская область в ХХI в.» | 1 | ||
8. Обобщающий урок | ||||
33 | Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы | 1 | ||
Итого за 9 класс | 35 ч. |
** Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Рабочая программа
Авторская рабочая программа Немыкина А. Я., Немыкиной И. В. по «Историческому краеведению Воронежской области»
Учебно-методические пособия для учащихся.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.
Рабочие тетради.
- Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 8 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж, 2015.
- Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 9 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж, 2015.
Учебно-методическая поддержка курса.Интернет сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области: www.край36.рф
8. Панируемые результаты изучения предмета
По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должензнать:
- историю заселения территории области;
- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;
- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;
- важнейшие достижения культуры края.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;
- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.
Владеть
- методами получения краеведческих знаний;
- приемами работы с географическими картами.