Немыкин А.Я. К вопросу о структуре программы курса «Географическое краеведение» в школах Воронежской области

Около года назад департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области был издан приказ № 760 в котором рекомендовалось использовать учебные часы регионального компонента, в том числе, на изучение интегрированного учебного курса «Краеведение». Также рекомендовалось изучать в 6-7 классах географическое краеведение, а в 8-9 классах – историческое краеведение. Данные рекомендации в силу ряда обстоятельств были выполнены не во всех школах.
В рамках «Географического краеведения» должна изучаться информация о «рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области». Таким образом, в течение 6-7 классов учащиеся должны получить комплексное представление о географии своего региона. На курс отводится по 35 часов в год.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Значительная сложность преподавания «Географического краеведения» связана с тем, что изучение географии в настоящее время начинается в 6 классе. Введение «Географического краеведения» также в 6 классе оказывается несколько преждевременным. На уроках краеведения школьники знакомятся с проявлениями географических закономерностей и явлений в нашей местности. В то же время они зачастую не успевают изучить эти закономерности и явления на уроках географии, что усложняет работу учителя.

На мой взгляд, структура курса «Географическое краеведение» должна состоять из следующих основных частей.

6 класс:

  1. Введение в краеведение.
  2. Знакомство с Воронежской областью.
  3. Геологическое строение и история территории Воронежской области.
  4. Рельеф Воронежской области.
  5. Внутренние воды Воронежской области.
  6. Климат Воронежской области. 

7 класс:

  1. Почвенный покров Воронежской области.
  2. Флора и фауна Воронежской области.
  3. Население Воронежской области.
  4. Хозяйство Воронежской области.
  5. Экологические проблемы.
  6. Районы и населенные пункты Воронежской области.

Традиционно первые разделы в программе по географии отводятся изучению «Земли как планеты» и «Плана и карты». Рассматривать эти вопросы на уроках краеведения представляется нецелесообразным. Повторно учить детей ориентироваться на местности и пользоваться компасом на уроках краеведения нерационально. Повторение этих материалов может осуществляться при изучении тем «Географическое положение области» (определение координат), «Рельеф» (формы рельефа, созданные эндогенными и экзогенными процессами), «Геологическое строение» (геологическая история Земли, минералы и горные породы), «Внутренние воды» (влияние осевого вращения Земли на формирование речных долин) и других.

Далее в курсе географии 6 класса изучаются оболочки планеты. Вначале, как правило, литосфера, затем гидросфера и атмосфера. Программа по краеведению должна учитывать такую структуру учебника географии. Поэтому рекомендуется изучать вначале рельеф и геологическое строение территории Воронежской области, а затем ее внутренние воды и климат.

Важно, чтобы изучение тем по краеведению происходило позднее, чем изучение соответствующих по географии. Например, тема «Реки Воронежской области» логично изучать после темы «Река» в курсе географии. О климате области целесообразно говорить после того, как учащиеся получили представление о климате, факторах его формирования и элементах из курса географии. Для этого разделы программы «Введение в краеведение» и «Знакомство с Воронежской областью» должны быть достаточно объемными. Это позволит на уроках географии приступить к изучению оболочек Земли. Например, раздел «Введение в краеведение» познакомит учащихся с особенностями своего края через изучение топонимики (местные названия), геральдики (гербы населённых пунктов), генеалогии (родственные связи между людьми, биографии известных земляков). Таким образом, в первый раздел программы включены темы, частично характерные для исторического краеведения. Это диктуется необходимостью того, чтобы изучение данных тем по географии происходило раньше, чем по краеведению.

Второй раздел предполагает изучение географического положения региона, формирования его территории. Также целесообразно рассмотреть вопросы географического изучения области. Школьники знакомятся с картами области. При изучении этого раздела целесообразно начать знакомство учащихся с географической номенклатурой.

Изучение рельефа и геологического строения позволит углубить знания по географии на основе местных данных. Некоторые темы, например, экзогенные рельефообразующие процессы, характерные для области, требуют более подробного изучения, чем на уроках географии.

Последующие разделы – «Воды» и «Климат» – завершают курс краеведения в 6 классе. Их изучение хорошо подкрепляется наблюдениями за погодой, местной рекой или озером, подземными водами.

В 7 классе завершается прохождение физической географии Воронежской области (растительность, животный мир, почвы).

Рассмотрение разделов «Население» и «Хозяйство» может производиться в общих чертах – так же, как подобные темы изучаются на географии в 7 классе. Подробнее к их изучению можно подойти в старших классах на соответствующих профилях.

Кроме этого, целесообразно обобщенно рассмотреть экологические проблемы области в связи с важностью проблемы экологизации современного географического образования.

Завершать курс географического краеведения необходимо углубленным изучением крупнейших населенных пунктов и типичных районов области, а также своего района или населенного пункта.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения и заключается в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.