Восстановление хозяйства Воронежской области в 1943–1945 гг.

  1. Хроника восстановления Воронежа.
  2. Восстановление хозяйства области.

Хроника восстановления Воронежа. 25 января 1943 г. Воронеж был освобождён от захватчиков. Секретарю Воронежского обкома партии В. И. Тищенко командиром 121-й стрелковой дивизии полковником Бушиным был вручён символический ключ от города. Уже 27 февраля в городе начали работу органы власти, в том числе горком и горисполком ВКП(б).

Большую опасность для горожан представляли оставленные немецкими солдатами мины (около 300 тысяч), неразорвавшиеся снаряды. Поэтому незамедлительно красноармейцы и добровольцы из местных жителей приступили к разминированию. Только группой под руководством Александры Фоминой было обезврежено 19000 мин! Первое время по городу передвигались только по узким тропинкам, боясь сходить с них, чтобы не подорваться на случайной мине. Случаи подрыва на минах и снарядах времён Великой Отечественной войны происходят и в настоящее время. Так, в апреле 2014 г. такой случай произошёл в Россошанском районе.

Сразу же после освобождения Воронежа в правобережную часть города начали возвращаться жители. Город в то время представлял собой сплошные руины, он был разрушен на 90-92%. Целых домов здесь почти не осталось, и главной целью жителей стало восстановление разрушенного города, создание минимальных условий для жизни. Жили в развалинах, подвалах, любых уцелевших помещениях. 

VOYNA 3

Руины Воронежа.

 

Разработка новой схемы планировки Воронежа началась в 1943 г. в Академии архитектуры СССР, под руководством Л. В. Руднева. В 1944 г. началось составление генерального плана города, переработанного в 1950–1952 гг. под руководством инженера В. С. Семёнова и архитектора Н. В. Троицкого.

Немецкие пропагандисты уверяли, что на восстановление разрушенного войной Воронежа понадобится не менее 50 лет и город уже не представляет никакой ценности. Фактически же на это было затрачено 15 лет. Последние руины в центре Воронежа, на улицах Пушкинской и Плехановской, разобрали в 1958 г.

Непосредственно после разминирования началось восстановление промышленности, инфраструктуры, жилых зданий. 4 февраля в городе начала работать первая пекарня, 12 февраля были установлены три репродуктора. Воронежцы стали получать новости по радио. 27 февраля начал работать водопровод.

Если в конце января в городе не было гражданского населения, то через месяц вернулись уже около 10 тысяч человек.

12 марта в Воронеже возобновилось издание газеты «Коммуна», редакция которой эвакуировалась на время боёв в Борисоглебск. 18 апреля прошёл первый общегородской субботник.

Первый восстановленный кинотеатр «Комсомолец» начал работу 30 апреля. С 25 мая был запущен единственный пока трамвайный маршрут «Застава – Вокзал». К ноябрю 1943 г. в городе работало 2 хлебозавода, мясокомбинат, холодильник, маслозавод. В 1944 г. заработали вернувшиеся из эвакуации заводы. В Воронеже началось производство пневматических молотов, здесь ремонтировали танки, паровозы, железнодорожные вагоны. Жиркомбинат начал выпуск мыла в апреле 1943 г. Тогда же стал поставлять продукцию Фармацевтический завод (в 1944 г. производство превысило показатели 1940 г.).

Примерно через 15 месяцев после освобождения Воронеж уже жил полноценной жизнью. По улицам ходили трамваи, работало 18 больниц и 13 поликлиник. В школах города училось около 14 тысяч школьников. В городе работали заводы и фабрики, ВОГРЭС (5 февраля 1944 г. дала первый ток). Было восстановлено около 6200 жилых домов. С 1 декабря 1943 г. начало работу суворовское училище. Были возвращены похищенные немцами и брошенные на железнодорожных станциях Курск и Льгов книги из библиотеки ВГУ. В конце 1944 г. первый спектакль дал театр драмы. К началу 1945 г. из эвакуации вернулись воронежские вузы: Государственный университет, Педагогический, Сельскохозяйственный, Зооветеринарный, Лесохозяйственный, Медицинский, Инженерно-строительный, Химико-технологический институты.

В восстановлении города активно участвовали другие регионы Советского Союза. Стройматериалы, продовольствие, подарки везли в Воронеж из Новосибирска, Тамбовской, Куйбышевской (Самарской), Читинской областей.

min net1

Память о воронежских минёрах.

 

Восстановление хозяйства области. Не менее трудная ситуация сложилась в западных районах Воронежской области, освобождённых из оккупации. По приблизительным подсчётам Чрезвычайной Государственной комиссии, сумма убытков превысила 15 миллиардов рублей в ценах того времени! Насколько велика была эта сумма? Деньги во время войны играли второстепенную роль, так как в магазинах всё стоило дёшево, а получить товары можно было по карточкам. На чёрном рынке то же стоило в десятки раз дороже. Так, квалифицированный рабочий получал от 300 до 700 рублей в месяц, в зависимости от предприятия, а на чёрном рынке за эти деньги можно было купить несколько буханок хлеба. В магазинах хлеб в 1947 г. стоил 3,4 руб. за 1 кг. Считается, что 15 млрд. это примерно 14 лет работы всей экономики Воронежской области, считая по предвоенным годам.

Только зданий государственного и общественного назначения было уничтожено более 43 тысяч, в том числе 1382 школы, 298 поликлиник и больниц, более 2000 промышленно-производственных зданий и т.д. Восстановление производилось высокими темпами. Уже в 1943 г. возобновилось железнодорожное движение на Ростов и Курск. Всего к 1945 г. в Воронежской области было восстановлено 122 завода всесоюзного и республиканского значения и 139 – областного и районного значения, 12 электростанций. Заработал завод огнеупорного кирпича, предприятия машиностроения, пищевой промышленности.

Хуже обстояли дела в сельском хозяйстве. Помимо мужчин, призванных в Красную Армию, западные районы области потеряли около 5 тыс. человек, погибших во время оккупации, около 4,5 тысяч человек, угнанных на работы в Германию. Уменьшилась площадь пашни, а оставшиеся поля обрабатывать пришлось в основном женщинам, старикам и подросткам. Например, 60% механизаторов области составляли женщины (около 10 тыс. человек), 3500 женщин возглавляли колхозы, фермы, бригады. В колхозах крайне не хватало техники, а поля нередко пахали на коровах.

Первый урожай 1943 г. был невысоким, однако уже в 1944 г. было сдано государству вдвое больше продукции, но от довоенных показателей отставание было огромным. Для восстановления разрушенного войной животноводства в область завозили сельскохозяйственных животных из других регионов страны. В 1943 г. завезли 88,3 тыс. голов крупного рогатого скота, 58 тыс. овец и коз, 12 тыс. свиней. К 1944 г. было восстановлено 4447 животноводческих ферм (КРС, свиноводческих, овцеводческих).

Серьёзными проблемами всех военных лет стали голод, нехватка самого необходимого, разруха, связанная с боевыми действиями, беспризорность, возросшая преступность. Все эти проблемы постепенно решались. Люди верили, что смогут всё восстановить, трудились самоотверженно, разбирали завалы, работали на стройках, отдавали все силы для победы.

Линия фронта непрерывно отходила на запад. Успешной стала для Красной Армии летняя кампания 1943 г., когда немцы были разбиты в битве на Курской дуге. В августе-декабре 1943 г. был форсирован Днепр, шло освобожение Украинской ССР. В ходе операции «Багратион» (июнь-август 1944 г.) была освобождена Белорусская ССР. Весной-летом 1944 г. от захватчиков была очищена почти вся территория СССР, началось освобождение стран Восточной Европы. Только в это время США и Великобритания решаются на открытие второго фронта во Франции, в том числе опасаясь того, что Красная Армия в одиночку победит Германию, увеличив своё влияние в Европе.

Для воронежцев отход линии фронта от города означал прекращение налётов немецкой авиации, переход к мирной жизни, восстановление разрушенных жилых домов, предприятий и организаций, дорог. Восстановление продолжилось и в 1945 г., когда с фронта стали возвращаться демобилизованные красноармейцы. Первый поезд прибыл в Воронеж 24 июля 1945 г.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб экономике Воронежской области. Уменьшилась численность населения, запустели поля, города и сёла лежали в руинах. Но прогнозы немецких пропагандистов о том, что на восстановление Воронежа потребуется полвека, не оправдались. Воронеж получил необходимые для жизни предприятия и инфраструктуру уже через 15 месяцев, а через 15 лет были ликвидированы последние развалины. Отставание в производстве от предвоенных показателей в промышленности и сельском хозяйстве также постепенно навёрстывалось.

Документы
Воронеж после освобождения. Из писем местных жителей.
Из письма Азарова Азаровой З. С.
«...За это время мало что изменилось – куда ни пойдёшь, где ни посмотришь, стоят только одни трубы, да кирпичные стены, остальное всё уничтожено огнём, снарядами, да бомбёжкой. Порой просто хочется куда-то уйти, чтобы не смотреть на эти развалины, так всё это надоело. Для нового человека, который приезжает в Воронеж, все эти разрушения наводят какой-то ужас, кошмар. Разрушено абсолютно всё, если считать в %-тах, то можно сказать без ошибки на 99%. Но всё же, несмотря на это, народ всё больше и больше съезжается в Воронеж, с разных сторон Родины тянутся. Сейчас приехали многие организации и начинают понемногу работать».


Из письма Журавова Н. А. главному инженеру холодильника №10 Бощаренко К. А.
«...первое, что я увидел при выходе из вагона – это полностью разрушенный вокзал. До холодильника шёл среди разрушенных домов и зданий, ни одной живой души не встретил на пути, даже птиц. Даже кошек и собак не попадалось. Жуткое зрелище! Жаль такой город. Ведь вот какие же подлецы эти фрицы! Чем только они расплачиваться будут? Холодильники пострадали довольно сильно, один полностью разрушен – взорван и сгорел со всеми подсобными строениями. Второй холодильник пострадал не меньше, и его будем восстанавливать. Еще каждый день минёры подрывают мины германские, разминируя город. Разбитые германские танки, гильзы снарядов, патроны валяются на улицах. Возвращаются в город жители, разбирают и убирают город, все способные работать заняты на восстановительных работах».
Цитаты по книге С. И. Филоненко «Сражение на Воронежской земле глазами русских и оккупантов 1942–1943 гг.»

 

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.