Воронежская область с 1945 по 1950-е гг.

  1. Область в послевоенные годы.
  2. Развитие промышленности.
  3. Сельское хозяйство.
  4. Транспорт и строительство.
  5. Образование и культура.
  6. Население Воронежской области.
  7. Воронеж.

Область в послевоенные годы. В послевоенные годы в Воронежской области продолжалось начавшееся ранее восстановление хозяйства, разрушенного войной. 14 ноября 1945 г. в постановлении Совнаркома СССР о восстановлении 15 старейших русских городов был упомянут и Воронеж. Это привело к увеличению финансирования восстановительных работ. В 1946 г. руководством страны была поставлена задача до 1950 г. восстановить экономику страны и превысить довоенные объёмы производства в промышленности и сельском хозяйстве. Многое из запланированного удалось выполнить.

Огромную роль в проводилось восстановления хозяйства Воронежской области и западных регионов страны сыграл упорный труд и энтузиазм населения. В области появилось соцсоревнование, в котором к январю 1949 г. участвовало более 50 тыс. человек (17 человек были удостоены звания Героя Социалистического Труда, а более 500 человек награждены трудовыми орденами и медалями). Многие рабочие досрочно выполняли производственные планы, предлагали и внедряли новые приёмы работы (метод скоростного обжига кирпича предложил мастер П. А. Дуванов, увеличить скорость реза металла позволила технология А. Н. Елагина и А. Д. Щекотурина и т.д.). В области были случаи выполнения 18 годовых норм плана за 1 год (А. В. Ягодкин, П. С. Демин, Мякишев)! При этом многие рабочие не могли выполнить и одной нормы. Существенно возросло в области число коммунистов, комсомольцев, членов профсоюзов.

Развитие промышленности. Все эти годы в Воронежской области осуществлялось восстановление разрушенных во время войны предприятий и строительство новых. С 1946 по 1950 г. планировалось не только восстановить все предприятия, но и дополнительно построить 36 новых фабрик и заводов.

Восстановление промышленности происходило довольно быстро, и к началу 1947 г. только в Воронеже работало 113 предприятий. Возможным это стало только за счёт упорного, самоотверженного труда всего населения. Поскольку продукции военного назначения в таких количествах, как во время войны, уже не требовалось, то заводы переключились на производство гражданских изделий. В послевоенные годы промышленность области приобрела структуру, сохранявшуюся до 1990-х гг.

За счёт ввода нового генератора увеличилась мощность ВОГРЭСа. В 1949 г. по производству электроэнергии был достигнут довоенный уровень. Воронежская область активно развивалась, и соответственно росли потребности в электроэнергии. Для этого в 1958 г. начинается строительство первого энергоблока Нововоронежской АЭС.

Восстановление предприятий, организаций, жилых домов требовало большого количества строительных материалов. В области строились заводы, производившие железобетонные изделия, кирпич, стекло, гипс, керамические изделия, цемент и т.д.

Одной из главных для области отраслей промышленности в послевоенные годы стало машиностроение. На восстановленном заводе им. Коминтерна наладили производство камнедробилок, скреперов, асфальтосмесителей, небольших экскаваторов. Начиная с 1947 г. главным видом продукции завода стали экскаваторы, в том числе с объёмом ковша 1 м3, а к концу 1950-х – до 2 м3. Завод также производил башенные гусеничные краны и 50-тонные монтажные краны.

На заводе Воронежсельмаш делали зерноочистительные машины, которые постоянно совершенствовались. Начали работу завод тяжёлых механических прессов, завод шлифовальных станков, ремонтно-подшипниковый. Завод имени Калинина освоил производство пневматических молотов.

На воронежском авиазаводе в 1949 г. стали выпускать реактивные бомбардировщики ИЛ-28, в 1954 г. – ТУ-16. С конца 50-х гг. производились турбовинтовые пассажирские самолёты АН-10 и транспортные самолёты АН-12.

Дизельный завод (теперь механический), и до войны производивший авиационные двигатели, вернувшись из эвакуации в 1946 г., возобновил их выпуск. С 1957–1958 гг. на заводе начинается производство ракетных двигателей на жидком топливе. Жидкостные ракетные двигатели производило и Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА). Советский Союз с конца 1950-х гг. становится мировым лидером в космонавтике, и существенный вклад в это внесли рабочие и инженеры воронежских предприятий.

В 1948 г. первые металлоконструкции для моста через реку Чир произвёл новый мостозавод. В 1949 г. в левобережной части Воронежа начал работать завод горно-обогатительного оборудования (первоначально он назывался Машмет).

Таким образом, в области к концу 50-х годов производилось разнообразное промышленное оборудование для металлургии, горнодобывающей, пищевой, деревообрабатывающей промышленности. Кроме того, до 1954 г. в состав Воронежской области входила часть современной Липецкой области, где было крупное металлургическое производство (Новолипецкий металлургический комбинат и металлургический завод «Свободный Сокол» в Липецке), производство ферросплавов, тракторостроение.

В Воронеже одно за другим появлялись предприятия точного машиностроения. Наш город постепенно становился одним из его всесоюзных центров. В 1948 г. был построен новый завод радиодеталей, производивший конденсаторы. В 1953 г. завод «Электросигнал» начал производство телевизоров КВН-49. Это первый массовый советский телевизор, выпускавшийся на различных предприятиях с 1949 по 1967 г. С 1956 г. предприятие освоило выпуск телевизоров «Рекорд», а в 1958 г. – 12-канальных телевизоров «Воронеж». Производили и другое электрооборудование: радиостанции «Марс», «Уран», «Тюльпан», радиоприёмники «Фестивальный», «Воронеж».

Развивалась химическая промышленность. 27 сентября 1946 г. дал первый каучук восстановленный завод СК-2. Производимый им каучук, начиная с сентября 1950 г., стал поставляться на новый шинный завод. Первоначально это предприятие выпускало шины трёх размеров, но ассортимент постоянно расширялся.

Важной отраслью промышленности области продолжала оставаться переработка сельскохозяйственного сырья. В 1949 г. в Ольховатке был построен второй сахарный завод производительностью 15000 центнеров в сутки (продолжал работу первый завод, существовавший с XIX в.). В 1949–1953 гг. был построен Перелёшинский сахарный завод, ставший градообразующим предприятием р.п. Перелёшинский Панинского района. Всего в области действовало 9 сахарных заводов, крупнейшим из которых был Елань-Коленовский. Область производила 30% сахара РСФСР.

В 1952 г. было построено новое здание Тойденского маслосыродельного завода (предприятие было открыто ещё до войны и закрыто в 1990-е гг.). В Лисках, Алексеевке, Анне, Боброве, Бутурлиновке, Россоши производилось подсолнечное масло (область давала 7% подсолнечного масла РСФСР), в Евдаково – маргарин. В Воронеже, Борисоглебске, Острогожске появились мясокомбинаты. Работало 13 птицекомбинатов. Сооружались новые мельницы, крупорушки, маслобойни и другие предприятия пищевой промышленности. Область в основном обеспечивала себя продукцией пищевой промышленности.

Появились предприятия лёгкой промышленности – трикотажная, обувная, кордная фабрики. Но таких предприятий в области было недостаточно, и обслуживали они в основном местные нужды.

Таким образом, промышленность стала главной отраслью хозяйства Воронежской области. К 1960 г. она давала 70% продукции области, тогда как сельское хозяйство – 30%.

Сельское хозяйство. Подорванное войной сельское хозяйство в послевоенные годы с трудом обеспечивало страну продовольствием. В 1945 г. производство по стране было не более 60% от довоенного. Урожайность была низкой – 6–7 ц/га. Существенный ущерб сельскому хозяйству Воронежской и других областей страны нанесла засуха 1946 г. Свою негативную роль сыграла политика государства. Запасы зерна имелись в государственном резерве, но руководство страны, опасаясь новой войны, которую могли развязать против нас США и Великобритания, отказались выдать это зерно, несмотря на просьбы местных властей. Некоторая помощь голодающим оказывалась через ООН и с помощью закупок продовольствия в Китае. Оценить масштабы этого голода практически невозможно, так как данные были засекречены. Ситуация в 1947–1948 гг. была очень серьёзной, люди в стране, как и в войну, умирали от голода. Из других регионов в область завозили семена (7660 ц), фураж (67,5 тыс. т) и продовольственное зерно (64,3 тыс. т).

Восстановить посевные площади в основном сумели только к 1950 г., но и к 1952 г. сборы зерновых культур, картофеля, овощей, подсолнечника не достигли довоенного уровня. Вместе с тем возрастало техническое оснащение колхозов. В 1946–1947 гг. область получила 900 тракторов, 1050 плугов, 1050 культиваторов, большое количество запасных частей к технике.

В 1946–1950 гг. были восстановлены все электростанции колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций. Дополнительно сооружались новые. По сравнению с предвоенной, возросла их мощность, но и этого не хватало. Многие населённые пункты области не были пока полностью электрифицированы. Освещали дома в сёлах в вечернее время керосиновыми лампами.

В конце 1940-х годов в стране была разработана программа мер, которые должны были снизить зависимость сельского хозяйства от природных катаклизмов («Сталинский план преобразования природы»). Планировалось создать 8 крупных лесополос общей протяжённостью более 5300 км. Часть из них была высажена и в Воронежской области. Интересно, что современные исследования экологов показывают высокую сохранность лесополос, высаженных в конце 1940-х. Дополнительно к лесополосам строились пруды, в которых накапливалась талая снеговая вода, летом использовавшаяся для орошения. Вводились новые травопольные севообороты. Эти мероприятия привели к росту урожайности. Улучшилась кормовая база животноводства. Однако после смерти И. В. Сталина значительная часть работ была свёрнута.

Общая площадь сельхозугодий области к концу 1950-х составляла 2886 тыс. га. В структуре посевов преобладали зерновые – 56%. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овёс, широко внедрялась кукуруза (600 тыс. га). 15% площади было занято техническими культурами – подсолнечником, сахарной свёклой, а также анисом, кориандром. 4% полей занимал картофель и 0,6% – овощи, преимущественно вблизи Воронежа. 40 тыс. га в области было занято садами и ягодниками.

Существенных успехов к концу 1950-х достигло животноводство. В области постепенно возрастало поголовье крупного рогатого скота, преимущественно симментальской, шортгорнской, швицкой пород. Развивалось свиноводство и мясошерстное овцеводство. Одно из первых мест в России область занимала по поголовью птицы. С начала 1940-х гг. в области существовало шелководство, сильно пострадавшее во время войны и не достигшее к 1960 г. довоенных объёмов производства. В 1956 г. за успехи в сельском хозяйстве область была награждена орденом Ленина.

В 1954 году с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции в стране начинается освоение целинных земель на севере Казахстана, в Алтайском крае, в Заволжье. Приняли в этом участие многие воронежцы. Первая группа из 400 человек отправилась в Алтайский край 9 марта 1954 г. Этот эксперимент позволил в кратчайшие сроки резко увеличить производство продовольствия, но в 1962–1963 гг. из-за засух и пыльных бурь, разрушивших почвенный слой, многие земли были заброшены. Критики также отмечали, что отсутствие нормальных дорог и хранилищ для продукции привело к значительной её порче.

Транспорт и строительство. В 1956 г. по территории Воронежской области прошёл газопровод «Ставрополь – Москва». Началось подведение труб к Воронежу. В 1957 г. газифицировали первую в Воронеже улицу, которую так и назвали – Газовая.

В конце 1950-х гг. в стране происходят существенные изменения на железных дорогах. С 1958 г. на Юго-Восточной железной дороге началась замена паровозов тепловозами. Это позволило увеличить грузоподъёмность состава и скорость движения по дороге. Использовавшиеся до этого деревянные вагоны менялись на металлические. Всё это повлияло на работу воронежских предприятий, связанных с обслуживанием железных дорог.

Значительные средства в области тратились на жилищное строительство, особенно с конца 1950-х гг. Прибыль, получаемая заводами и фабриками, направлялась на строительство жилых домов, школ, поликлиник, библиотек, домов культуры. В новых микрорайонах в это время и позднее, в 1960–1980-е гг., возводилась вся необходимая инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники, котельные, водо-, газо-, электро-, теплосети. Территории застраивались комплексно, с учётом удобства для жизни населения. При строительстве предпочтение оказывалось 5-ти-, а позднее 9-тиэтажным зданиям.

Так, только в 1956-1958 гг. государственные и кооперативные организации построили около 815 тыс. м2 жилья. Дополнительно своими силами жители области построили 322 тыс. м2. В области начинают активно решать послевоенную проблему нехватки жилья. Расселение из коммунальных в отдельные квартиры для того времени было новшеством. Для сравнения: в 2000 г. было построено 568,6 тыс. м2, в 2010 г. –1049,7 тыс. м2, в 2013 – 1348,7 тыс. м2.

Образование и культура. В 1945 г. открылся восстановленный Воронежский областной музей изобразительных искусств им. И. Н. Крамского. 15000 его экспонатов были возвращены из Омска, где находились в эвакуации. Возобновил работу краеведческий музей и музей им. И. С. Никитина.

В январе 1950 г. начала выходить газета «Молодой коммунар», не издававшаяся с начала войны. С 1957 г. возобновилось издание журнала «Подъём», продолжающееся и в настоящее время.

В пятидесятые годы в Воронеже открылся заново отстроенный кинотеатр «Спартак», кинотеатры «Заря» и «Луч». Кинотеатры открылись и в других населённых пунктах области. В это время и позднее массово строились клубы, которые совмещались с библиотеками и кинозалами.

В 1954 г. в Воронеже появился любительский телецентр, сконструированный работниками завода «Электросигнал». Это стало началом воронежского телевидения. В 1958 г. построили новый телецентр с двумя студиями. Впервые в СССР опытное телевещание, существенно отличавшееся от современного, появилось в 1931 г. Во время Великой Отечественной войны телевидение не функционировало.

Уже в конце 1940-х гг. работали драматический театр, театр музыкальной комедии, театр кукол, филармония. В 1959 г. театру драмы было присвоено имя А. В. Кольцова. Во второй половине пятидесятых в театре играли популярную драму «Алексей Кольцов».

Большое внимание уделялось восстановлению разрушенных во время войны школ. Уже в 1946 г. школы были почти полностью восстановлены. В 1946–1950 гг. в области появилось около 700 новых школ. В 1958 г. в области работало 2300 школ, в которых было 275 тысяч учащихся. Для сравнения: в 2015 г. в области работала 831 школа, а учащихся – 197,2 тыс. чел.  Обязательным, как и до войны, было семилетнее школьное образование. Было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, упразднённое в 1943–1945 гг. Вводилась пятибалльная система оценивания знаний и поведения. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями. Советская школа всё больше напоминала дореволюционную гимназию.

В области действовали вернувшиеся из эвакуации вузы. Дополнительно в 1952 г. был открыт Борисоглебский государственный педагогический институт, а в 1956 г. в Воронеже – вечерний машиностроительный институт (Государственный технический университет). Советская система образования стала одной из лучших в мире.

За время войны очень многие дети осиротели, что потребовало организации детских домов. Так, на 1945 г. в области было 52 детских дома, в которых воспитывалось 5600 человек.

Остро стоявшую проблему обеспечения промышленности квалифицированными кадрами решали специальные учебные заведения. В области действовало 50 ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения (за 4-ю пятилетку было подготовлено 41775 квалифицированных рабочих). Массовыми стали курсы повышения квалификации.

Население Воронежской области. К концу 50-х гг. прошлого века численность населения области достигла 2369 тыс. чел. Доля городского населения непрерывно возрастала, и к концу 1950-х в городах проживало 35% населения области, в сёлах – 65%. Крупнейшим городом Воронежской области, по результатам переписи 1959 г., был Воронеж – 447,2 тыс. чел.. К крупным городам относились Борисоглебск – 54,4 тыс. чел., Лиски – 37,6 тыс. чел., Россошь – 30,2 тыс. чел., Острогожск – 28,4 тыс. чел., Поворино – 19,3 тыс. чел., Калач – 16,9 тыс. чел.

Сельское население, как и раньше в области, преобладало над городским. Средняя плотность населения составляла 29 чел./км2. Плотнее были заселены северо-западные районы области. Наименее плотно – юго-восточные.

Область постепенно восстанавливалась после войны. Наиболее тяжёлым за это время был голод 1947–48 гг., сопровождавшийся резким ростом смертности, который официальная пропаганда старалась всячески замалчивать.

В 1948–1950 гг. вновь произошёл всплеск репрессий. Были репрессированы некоторые военнопленные, вернувшиеся на родину, хотя большинство из них было отпущено по домам. Под угрозой репрессий находились руководители области. Наиболее громким в Воронеже стало следствие над «Коммунистической партией молодёжи», организованной воронежскими школьниками старших классов с целью борьбы со сталинизмом. В 1949 г. они были арестованы и осуждены на сроки от 5 до 10 лет. В их числе был писатель Анатолий Владимирович Жигулин, запечатлевший эти события в повести «Чёрные камни» (в 1954 г. А. В. Жигулин был освобождён, а в 1956 г. реабилитирован). В 1953 г. после смерти И. В. Сталина репрессии не только прекратились, но и началась реабилитация невинно осуждённых людей.

К концу 1950-х постепенно уровень жизни населения области начал подниматься, в том числе и в сельской местности. Около полумиллиона человек имели вклады в сберегательных кассах. Росло количество продаваемых в области автомобилей, мотоциклов, бытовой техники.

Воронеж. Город, как и вся область, продолжал активно восстанавливаться. 14 ноября 1945 г. открылся реконструированный Дом офицеров с концертным залом. Осенью 1946 г. восстановили несколько зданий на проспекте Революции, в том числе кинотеатр «Пролетарий», редакцию газеты «Коммуна», Госбанк. Начал работу Дом пионеров, клуб им. Ф. Э. Дзержинского (теперь в этом здании находится театр юного зрителя). В 1953 г. был построен ДК им. Кирова.

В 1949 г. наладили систему уличного освещения Воронежа. Для решения транспортных проблем города восстанавливали трамвайные пути. К началу 1948 г. из 11 довоенных маршрутов действовало 9 длиной 55 километров, и их протяжённость постоянно увеличивалась. В 1950 г. трамваи начали ходить в левобережной части Воронежа. В 1954 г. трамвайные пути появились на восстановленном Вогрэсовском мосту, соединив маршруты правобережной и левобережной частей города. В 1959 г. трамвайные пути были проложены в Отрожку. С некоторых улиц, как, например, с проспекта Революции, их наоборот демонтировали.

В 1959 г. был построен Чернавский мост с новой дамбой, старый мост был разрушен во время войны.

В 1951 г. заработал фонтан на проспекте Революции, существующий и сегодня.

В 1950 г. заново отлили из бронзы и установили памятник В. И. Ленину архитектора Н. В. Томского. В 1956 г. – памятник Петру I скульптора Н. П. Гаврилова.

Часть зданий в центре города решено было не восстанавливать, а разобрать завалы и расширить улицы. В 1951 г. улица Кирова была расширена на 16 метров.

В 1952 г. в основном завершилось строительство главного корпуса педагогического института (архитектор А. В. Миронов). В здании начались занятия. В сентябре 1952 г. убрали строительные леса со здания управления Юго-восточной железной дороги (архитектор Николай Владимирович Троицкий). В 1954 г. открылось новое здание железнодорожного вокзала «Воронеж I» по проекту архитектора К. С. Алабяна.

К 1958 г. завершился разбор руин, оставшихся в Воронеже с Великой Отечественной войны. Город рос и активно развивался.

В 1940–1950-е гг. в Воронежской области не только реконструировались довоенные предприятия, но и строились новые. Появлялись заводы и фабрики тяж¸лого и точного машиностроения, химической, пищевой, лёгкой промышленности. Успехи в сельском хозяйстве были менее заметны. Засуха, недостаток рабочих рук, слабое техническое оснащение спровоцировали голод в конце 1940-х гг. Однако с 1950-х гг. проблемы села преодолевались, в сельском хозяйстве наблюдался рост. Общей тенденцией послевоенного восстановительного периода стало повышение уровня жизни воронежцев, чему также способствовали газификация, электрификация, жилищное строительство.

Документы
Из воспоминаний Героя Социалистического Труда Любови Петровны Новиковой, звеньевой полеводческого звена колхоза «Красный маяк» Панинского района:
«Работали от восхода до заката. Заря выгонит, заря прогонит с поля. Праздников не помню. Даже Первомай отмечали, как говорится, в борозде... Сеяли на лошадях и волах, косили вручную и лобогрейкой (простейшей жаткой – жнейкой), вязали снопы, копнили, скирдовали их и уже к глубокой осени обмолачивали на току – зачастую при свете керосиновых фонарей...»

 

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.