Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в.

  1. Сельское хозяйство.
  2. Железнодорожное строительство.
  3. Промышленность.
  4. Условия труда на предприятиях.
  5. Положение населения в сельской местности.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство было основным родом занятий населения Воронежской губернии. К концу века с ним было связано 93% населения губернии.

Во второй половине XIX в. в Воронежской губернии происходят изменения в сельском хозяйстве. Пастбища сокращаются за счёт увеличения пашни. Уменьшается поголовье скота и сырья для салотопенных фабрик губернии стало поступать меньше. Сильную конкуренцию Воронежу и всему Черноземью составляет и развитие скотоводства в Заволжских степях (Самара, Оренбург, Саратов). Другой причиной кризиса в животноводстве явилось систематическое отсутствие кормов, несколько лет неурожаев и падежа скота. Один за другим закрылись салотопенные, свечные и мыловаренные заводики. Многие купцы разорились. Так, с 1890 по 1900 гг. объёмы производства здесь уменьшились с 1,65 млн. рублей до 915 тыс. рублей в год.

Сельское хозяйство Воронежской губернии начинает специализироваться на растениеводстве. В основном выращивали зерновые культуры – пшеницу, рожь. Увеличились площади, занятые техническими культурами – сахарной свёклой и подсолнечником.

Помимо сельского хозяйства, крестьяне занимались разнообразными промыслами, на которых нередко специализировались целые сёла. В Коротоякском уезде производили ковры, в Бутурлиновке шили обувь. Плетёную мебель и корзины делали в Калаче, деревянные изделия – в пригородных воронежских слободах Придаче и Чижовке.

Железнодорожное строительство. Мощный сдвиг в экономике края, да и всей России, дало строительство железных дорог, начавшееся в империи в правление Александра II и продолжившееся при Александре III.

В 1860-х гг. через губернию прошла железная дорога Москва-Владикавказ. В 1866 г. было получено разрешение на строительство дороги Козлов-Воронеж (Теперь город Козлов называется Мичуринск). В 1867 г. в Воронеже появился железнодорожный вокзал. 20 декабря 1867 г. в город пришёл «пробный поезд», а 1 февраля из Воронежа в Москву отправился первый поезд с пассажирами. Началось регулярное железнодорожное сообщение.

В 1870 г. был построен участок железной дороги от станции Отрожка (называлась станция Раздельная) до станции Лиски. В 1871 г. заработал участок Лиски-Кантемировка, поезда из Воронежа стали доходить до Ростова. С 1869 г. началось движение по дороге Елец-Грязи-Борисоглебск, с 1870 – Борисоглебск-Поворино, а с 1871 года до Царицына (Волгоград).

DSC 0156

Водонапорная железнодорожная башня, перестроенная в наши дни (р.п. Панино).

 

Второй всплеск активности железнодорожного строительства пришёлся на конец века. В 1894 г. построили дорогу Киев-Курск-Воронеж. В 1895–1896 гг. – Харьков-Валуйки-Лиски-Таловая-Поворино-Балашов-Нижний Новгород. В 1896 г. появилась железная дорога местного значения Таловая-Калач, а в 1897 г. – Графская-Анна. Железнодорожная сеть приобрела современную конфигурацию.

Помимо железных, в губернии строили и шоссейные дороги. Например, в 1858 г. было достроено Задонское шоссе.

Строительство способствовало появлению множества рабочих мест, в основном для беднейших крестьян. Железные дороги соединили Воронежскую губернию с другими районами страны. Доставка грузов упростилась. Это было особенно важно при движении с юга на север, поскольку раньше воронежские купцы не возили многие товары в столицу из-за дороговизны гужевого способа их доставки.

Строительство дорог положительно повлияло на развитие промышленности и торговли, стимулировало вывоз продукции, однако резкого экономического роста в Воронежской губернии не произошло. Почему?
Железная дорога подстегнула активность не только Воронежа. Теперь юг Российской империи тоже мог снабжать товарами своего производства регионы, расположенные севернее. Казачество, которое всегда было почти исключительно военным сословием, организовало собственное земледелие. Из потребителя зерна оно превратилось в крупнейшего производителя. По железной дороге с Кубани шли составы с хлебом в столицу и за рубеж. Воронеж лишился звания главного поставщика зерна, хотя земледелие осталось основным занятием населения.

Промышленность. Вторая половина XIX в. сопровождалась слабым развитием обрабатывающей промышленности.

В 1891 г. в губернии было 129 предприятий, в 1900 – 169. За это время численность рабочих удвоилась, составив 17,3 тысяч человек (на 2,5 млн. человек населения губернии), а сумма годового производства увеличилась в 2,4 раза. Тем не менее губерния давала только 0,6% от общероссийского промышленного производства.

Воронежская губерния продолжала оставаться сельскохозяйственной. Регион не смог привлечь капиталы для размещения значительного промышленного производства. Большинство предприятий было связано с сельским хозяйством – переработкой его продукции. Имевшиеся машиностроительные предприятия в основном обслуживали нужды сельского хозяйства – поставляли сельскохозяйственный инвентарь и оборудование для пищевой промышленности. Имелись предприятия, связанные с железной дорогой.

Доля пищевой промышленности Воронежской губернии по отношению к другим отраслям на конец XIX в. составляла около 80%. Первое место по числу и значимости занимали маслобойни и мельницы, а также крупорушки и предприятия табачной и алкогольной промышленности. К 1900 г. в губернии было 8 сахарных заводов: Рамонский, Эртильский, Садовский, Нижне-Кисляйский, Ольховатский, Петровский, Боринский, Олымский. Работали конфетные и колбасные фабрики, дрожжевой, уксусные заводы, предприятия, производящие хлебобулочные изделия.

Губерния в основном обеспечивала себя продукцией кожевенных, мыловаренных, кирпичных, свечных и других предприятий. Имелось множество мелких кузниц, портновских и сапожных мастерских, одеколонная фабрика. К концу века в Воронеже было шесть типографий.

Несмотря на множество предприятий, объёмы производства большинства из них были низкими. На каждом работало в среднем не более двух десятков человек. Их продукция предназначалась для внутреннего потребления Воронежской губернии. С другими регионами и странами Воронеж торговал почти исключительно зерном, мукой, подсолнечным маслом, сахаром.

Вторая половина XIX в. связана с появлением в губернии предприятий машиностроения и металлообработки.

В 1869 г. выходец из Прибалтики Вильгельм Германович Столль открывает в Воронеже предприятие, которому суждено будет стать одним из ведущих в городе. Первоначально Столль и не думал о крупном производстве. Два десятилетия его мастерская по ремонту мельничного и маслобойного оборудования была полукустарного типа. К 90-м гг. мастерских было несколько, и в них насчитывалось около 100 рабочих. Однако по мере развития капиталистических отношений выросло количество предприятий, которые обслуживал завод Столля. Он взялся производить простейшие сельскохозяйственные машины: веялки, молотилки, плуги. Обнаружился огромный спрос на продукцию предприятия. На заводе насчитывалось уже 500 рабочих. Столль оформил акционерное общество с привлечением иностранного капитала. В Челябинске открывается филиал завода, а в Екатеринодаре (Краснодаре), Ташкенте, Омске, Барнауле были организованы торговые склады. В начале XX в. завод перешёл от ремонта мельничного и маслобойного оборудования к его изготовлению. Накануне I Мировой войны предприятие освоило производство нефтяных двигателей и металлообрабатывающих станков. Количество рабочих достигло 650 человек. Завод стал одним из крупнейших в городе.

stoll v

В. Г. Столль. В 2015 г. в Воронеже учреждена премия имени Столля для местных предпринимателей.

 

Другие предприятия этой отрасли на конец XIX в. имели небольшие объёмы производства. Чугунолитейный завод «Товарищество Бухонов и Гаусман» и механический завод «Веретенников и Ко» производили запчасти для промышленного оборудования, чугунные и медные изделия, ремонтировали различные машины. Также в Воронеже работали колокольный завод купца Самофалова, кафельный завод Дорохина.

После строительства железной дороги Воронеж становится важным транспортным узлом. Здесь располагаются управление дороги, парк паровозов и вагонов, происходит смена бригад. В 1868 г. в Воронеже для обслуживания нужд железной дороги строятся ремонтные мастерские – одно из самых крупных предприятий города того времени. В них было занято несколько сот рабочих. Оборудование в мастерских устанавливалось самое современное: различные станки приводились в движение паровыми двигателями. В начале 1890-х гг. здесь появилась первая в городе электроустановка, которую в 1914 г. модернизировали до электростанции. Производительность труда непрерывно росла. Если вначале в месяц ремонтировалось не более 3 паровозов, то ко времени I Мировой войны в год из ремонта выходило уже около 100 паровозов. Предприятие продолжает работу и в наши дни. Теперь оно называется «Воронежский тепловозоремонтный завод им. Дзержинского».

Наблюдался в губернии свойственный и для всей страны процесс создания монополий. К концу века в губернии было более десяти промышленных и торговых объединений, выдавливавших с рынка мелкие предприятия. Несмотря на это, к концу XIX века из 4648 промышленных предприятий к числу мелких относилось 95,9%.

Условия труда на предприятиях. Спецификой работы многих предприятий того времени была сезонность. Владельцы вынуждены были отпускать рабочих, большинство из которых были крестьянами, на сельскохозяйственные работы.

Продолжительность рабочего дня была очень большой. Правительство пыталось ограничить его на законодательном уровне. В 1882 г. на предприятиях был запрещён труд детей до 12 лет. Рабочий день детей 12-15 лет был ограничен 8 часами. С 1885 г. запрещался ночной труд детей и женщин. К сожалению, эти законы часто не соблюдались. На крупных воронежских предприятиях работали до 12-14 часов, а на мелких – до 17-18 часов в сутки. В свою защиту владельцы предприятий указывали на множество праздников и нерабочих дней, бывших в то время в Российской империи.

vrn river19

Вид на Воронеж с реки. Дома бедных горожан.

 

Стремясь снизить затраты на заработную плату рабочим, владельцы большинства предприятий практиковали систему штрафов за различные провинности, обязывали рабочих приобретать товары в заводской лавке. С 1886 г. законодательно ограничивался размер штрафов для рабочих и повышалась ответственность за участие в стачках.

Заработной платы рабочих с трудом хватало на еду для семей. На оплату приличного жилья денег было недостаточно (В начале ХХ в. семейный бюджет воронежского рабочего в среднем был 28,5 копеек на семью в день. На эти деньги тогда можно было купить 5 кг ржаного хлеба и 1 кг пшена. На заводе Столля дневная зарплата детей составляла 10 копеек, а у квалифицированных рабочих – 40-50 копеек в день, в железнодорожных мастерских после пяти лет работы – 1 рубль. Стоимость аренды средней, по воронежским меркам, квартиры составляла примерно 13 рублей в месяц). Из-за этого рабочим приходилось жить в подвалах и полуподвалах, в слабо приспособленных для проживания людей помещениях (арендная плата в них составляла по Воронежу 3–4 рубля при месячной зарплате около 8,5 рублей). Это приводило к стихийным выступлениям рабочих, происходившим, в основном, из-за задержек заработной платы. Из-за наплыва в города сезонных рабочих из крестьян, готовых работать за минимальную плату, владельцы предприятий неохотно увеличивали заработную плату рабочих.

Тяжёлые условия труда в сочетании с низкой квалификацией рабочих становились нередко причиной травм. Ни пособий, ни пенсий по инвалидности тогда не существовало.

samofalov

Большая Дворянская, дом Самофалова, Центральная гостиница.

 

Положение населения в сельской местности. Вторая половина XIX в. характеризовалась невысокими темпами прироста населения. Это было связано с очень высокой смертностью, особенно детской, низкой продолжительностью жизни у крестьян, высокой заболеваемостью, эпидемиями, постоянным недоеданием, а в некоторые годы и с голодом, поражавшим губернию. В конце века неурожаи выдались в Воронежской губернии в 1891, 1892, 1896, 1897 гг. Во второй половине века у нас шесть раз была эпидемия холеры, от которой умерло более 25 тысяч человек.

Заметной особенностью пореформенной деревни стало экономическое расслоение крестьян. С одной стороны оказались беднейшие крестьяне, не имевшие лошадей, сельскохозяйственного инвентаря, семян и, следовательно, неспособные обрабатывать свой надел земли. Они вынуждены были передавать кому-то свою землю для обработки, а сами нанимались батраками к помещикам, к другим крестьянам или же уходили в Область войска донского и на Северный Кавказ. Часть бедняков искала работу в городах, пополняя ряды рабочих. В конце века на заработках находилось 10,5% всех мужчин и 1,7% женщин губернии.

К концу века доля беднейших крестьян увеличилась. Например, в Острогожском уезде с 1887 по 1892 гг. количество крестьян, не имевших никакого скота, увеличилось с 14 до 21%, не имевших рабочего скота с 26 до 33,4%, а имевших одну лошадь – с 31,3 до 34% в то же время.

С другой стороны, в деревне постепенно формировалась прослойка богатых крестьян, владевших десятками и даже сотнями десятин земли, нанимавших батраков, использовавших современную технику. Таких крестьян называли кулаками (между кулаками и бедняками находились середняки). Однако зажиточных крестьян было меньшинство. Такое резкое имущественное расслоение впоследствии привело к тяжёлым последствиям в послереволюционной деревне, способствовало репрессиям против кулаков.

Большая часть земли на селе продолжала принадлежать помещикам. В их среде также шли серьёзные изменения. Многие обеднели и, оставаясь дворянами, жили на уровне мещанского сословия. Имения продавались, проигрывались, закладывались. Происходило «оскудение дворянства», «разорение дворянских гнёзд». Примером такого обеднения служит семья русского писателя И. А. Бунина, который из-за отсутствия средств не смог получить даже полного гимназического образования. Его учил старший брат Юлий, окончивший университет.

Другие же, напротив, сохранили и приумножили своё имущество. Это в основном были крупные землевладельцы. Кто-то передавал землю в аренду крестьянам. Кто-то и сам перестраивал хозяйство по современным технологиям, применял удобрения, современную технику, занялся производством продукции для продажи.

Образцом грамотной организации сельскохозяйственного производства можно считать имение Ольденбургских в Рамони. На 7000 десятинах полей с восьмипольным севооборотом выращивали сахарную свёклу (и другие культуры), которую здесь же, на собственном сахарном заводе, перерабатывали в сахар (к началу ХХ в. 150 тыс. пудов сахара в год). Из этого сахара делали более 400 сортов конфет. Сырьём для них служили фрукты из местных садов, в том числе и закупавшиеся у населения. Отходы сахарного завода поставляли на фермы для откорма скота. Имелись опытные поля, на которых проводились эксперименты по выращиванию свёклы. К заводу в 1901 г. от станции Графская подвели железную дорогу. Соорудили водопровод, начали электрифицировать имение. Для рабочих завода и крестьян были построены больница, школа, детские ясли. Но таких хозяйств в губернии было меньшинство.

ramon zamok

Замок принцессы Е. М. Ольденбургской в Рамони.

 

Во второй половине XIX в. наш край продолжал оставаться аграрным. Преобладало выращивание зерновых и технических культур. Предприятия перерабатывали сельскохозяйственную продукцию или производили оборудование для пищевой промышленности и сельского хозяйства. В губернии в крестьянской среде происходило выделение кулаков, середняков и бедняков. Обедневшие крестьяне пополняли ряды рабочих, а разбогатевшие становились представителями буржуазии. Менялась и дворянская среда.

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.