Новая экономическая политика в Воронежской губернии

  1. Послевоенная разруха.
  2. Новая экономическая политика в воронежской деревне.
  3. Нэп в воронежской промышленности.

Послевоенная разруха. К окончанию гражданской войны экономика Воронежской губернии переживала упадок промышленности и сельского хозяйства.

Сельское хозяйство после грабительской продразвёрстки находилось в критическом состоянии. В деревнях резко сократились посевные площади и, как следствие, урожаи. Если в 1916 г. в губернии на более чем 2,5 млн. десятин земли было собрано 168 млн. пудов хлеба, то в 1920 г. засеяно было чуть более 1,5 млн. десятин, а собранный урожай, в связи с засухой, составил лишь 37 млн. пудов. Наблюдался большой недостаток скота, особенно лошадей. Большинство крестьянских хозяйств нуждалось в сельскохозяйственном инвентаре.

Крестьянство потеряло доверие к большевикам. На усмирение крестьянских протестов и конфискацию продовольствия затрачивались огромные силы, тогда как результаты от проведённой продразвёрстки были небольшими: заготовки не покрывали потребностей страны в продовольствии. Самым опасным было нежелание крестьян сотрудничать с новой властью. Интересным показателем служит крайне низкое количество членов комсомольских организаций в деревнях. Например, в уже сравнительно благополучном 1924 г. в Ровеньковской волости Россошанского уезда на 10 тыс. юношей и девушек в комсомоле состояли 134 человека. Подобное положение сложилось по всей губернии.

В не менее тяжёлом положении находились промышленность и транспорт. Юго-Восточная железная дорога была почти полностью разрушена. Из-за прерванного сообщения в губернию не поступало сырьё и топливо для промышленных предприятий, а вывоз товаров, произведённых в губернии, был затруднён.

Всё это стало одной из причин закрытия большинства предприятий. Сократились количество рабочих и объёмы производства. Так, в Воронеже из 80 предприятий, занимавшихся машиностроением и металлообработкой, действующими остались только «Рихард Поле», «Столль и Ко» и Воронежские железнодорожные мастерские. Но и железнодорожные мастерские, по воспоминаниям современников, напоминали «кладбище тысяч вагонов и сотен паровозов». Оборудование требовало обновления. Для работы не хватало самого необходимого, поэтому из ремонта выходило не более 3–4 паровозов в месяц.

Закрылись предприятия лёгкой и пищевой промышленности. К началу 1921 г. вся промышленная продукция составляла около 14% довоенного уровня. Численность рабочих одного только Воронежа с 1917 г. до начала 1921 г. сократилась с 15000 до 1895 человек.

Новая власть в условиях мирного времени приступила к восстановлению разрушенного хозяйства.

Новая экономическая политика в воронежской деревне. К выработке новой экономической политики (нэпа) советское руководство подтолкнула ситуация в деревнях.

Из происходящего большевики сделали два вывода: во-первых, необходимо было пойти на соглашение с крестьянством; во-вторых – жёстко преследовать скрытую и явную оппозицию большевикам.

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. была объявлена новая экономическая политика, которая руководствовалась отвергаемыми ранее принципами свободной рыночной торговли и развитием как колхозов, так и индивидуальных предприятий и хозяйств. Продразвёрстка на селе заменялась фиксированным продовольственным налогом. 29 марта в опубликованном обращении Воронежского губисполкома говорилось, что теперь появившимися от урожая излишками крестьяне смогут распорядиться по своему усмотрению.

Результатом нэпа стала стабилизация в деревне: крестьяне получили возможность спокойно трудиться, и очень скоро политические протесты сошли на нет. Как писала газета «Воронежская коммуна» 23 июня 1921 г.: «С изданием в марте-апреле 1921 г. декретов о продналоге и кооперации, замечается резкий перелом среди крестьян в сторону Советской власти. Банды распадаются. В настоящее время бандитизм представляется отдельными шайками по 6–15 человек».

Поддержка государством деревни не ограничивалась только законом о продналоге. Оказывать помощь крестьянам теперь должны были и рабочие национализированных предприятий, которые брали шефство над деревней. Отрожские железнодорожные мастерские взяли шефство над Отрожкой, которая в то время была пригородным селом. Рабочие городской электростанции и водопровода оказали помощь селу Гремячье, Воронежские железнодорожные мастерские – селу Чертовицкое. Рабочие ремонтировали и оборудовали школы и библиотеки, обеспечивали их учебниками и литературой.

Очень остро стоял вопрос с оснащением крестьянских хозяйств сельскохозяйственным инвентарём: на всю губернию в 1921 г. приходилось лишь 24 трактора, половина из которых была неисправна. В 1921–1923 гг. на губернию ежегодно приобреталось 20–30 тракторов, а с сентября 1924 г. по июнь 1925 г. воронежские хозяйства получили 126 тракторов.

Для ремонта сельскохозяйственной техники в марте-апреле 1921 г. из Воронежа было поставлено 3765 пудов железа и приблизительно 10000 пудов стального лома. Воронежские рабочие изготавливали плуги, сеялки, культиваторы, жатки, сенокосилки, молотилки, косы и другой инвентарь.

Для крестьян организовывались сельскохозяйственные курсы, которые с августа 1921 по май 1922 г. прошли 25 тыс. человек.

Чтобы обеспечить воронежские крестьянские хозяйства посевным материалом, весной 1921 г. с Северного Кавказа в Воронежскую губернию было привезено 159234 пуда семян. Всего государство выделило воронежцам более миллиона пудов семян для посева.

Несмотря на засуху и неурожай 1921–1922, 1924 гг., сельское хозяйство стало укрепляться. В 1924 г. государство в целях организации мелиоративных работ на селе выделило 14 млн. рублей. Наибольшую поддержку получили Богучарский, Валуйский и Россошанский уезды.

В 1922 г. в Воронежской губернии предпринимались попытки использовать в сельском хозяйстве орошение. Для нужд сельского хозяйства под Воронежем (Бабяково, Песчанка) строились электростанции.

В первые годы нэпа количество колхозов снизилось почти на треть. В индивидуальных хозяйствах почти половину составляли середняки (из 574,6 тыс. – 267,5 тыс.); примерно 6-7% (37,6 тыс.) были зажиточными, остальные хозяйства характеризовались как малоимущие. Несмотря на свою малочисленность, зажиточные хозяйства произвели в 1924 г. почти столько же хлеба, сколько середняцкие.

К концу 1920-х гг. в результате нэпа сельское хозяйство восстановилось. Однако индивидуальные хозяйства, которые в основном были середняцкими, не стремились к дальнейшему расширению, так как на «кулаков» власть смотрела критически. По этой причине развитие деревни тормозилось: середняки, полностью удовлетворяя свои потребности, оставшимися излишками не могли обеспечить нужды государства в продовольствии.

Кроме того, способы обработки земли и техническая обеспеченность оставались на низком уровне: дорогостоящий сельскохозяйственный инвентарь и применение агротехники могли позволить себе только зажиточные крестьяне или большие коллективные хозяйства. В результате, с 1929 г. государство начало проводить ускоренную коллективизацию, сопровождающуюся «раскулачиванием» и разрушением самого характера индивидуальных хозяйств.

Нэп в воронежской промышленности. С 1921 г. постепенно налаживалась работа промышленности Воронежской губернии и вместе с ней торговля. В Воронеж и уездные города возвращались рабочие, ушедшие в деревню в годы военной разрухи.

Согласно политике нэпа, предприятия губернии получали большую самостоятельность в организации производства, распоряжении его финансами и материальной базой. Однако крупные и средние заводы и фабрики (их насчитывалось 41) остались на государственном обеспечении и полностью подчинялись Советам народного хозяйства губернии. В числе таких предприятий были воронежские заводы «Столля» и «Рихард Поле», переименованные в заводы имени В. И. Ленина и им. Коминтерна.

starokon

Староконная площадь в Воронеже (теперь площадь Ленина).

 

Другие предприятия губернии были переведены на хозрасчёт – работу на основе самоокупаемости. Эти предприятия были небольшими и, чаще всего, объединялись в тресты по отраслям производства: Кожтрест, Маслотрест и др. Часть предприятий планировалось сдавать в аренду. Их насчитывалось 226. Оставшиеся 125 предприятий подлежали закрытию как убыточные.

Предпринятые меры способствовали восстановлению промышленности губернии. Так, к 1925 г. численность населения Воронежа и количество рабочих в нём достигли довоенного уровня. В некоторых отраслях промышленности, например, в пищевой, наблюдалось превышение довоенного уровня. С 1925 по 1929 г. промышленные предприятия Воронежа удвоили выпуск своей продукции. Однако в 1926 г. губерния производила лишь 60% валовой продукции 1913 г.

Одной из послевоенных проблем было устаревшее техническое оснащение предприятий или отсутствие его. Государство выделяло огромные средства на переоборудование заводов и фабрик. Строились новые цеха, ремонтировались старые, закупалась техника. Заводы им. Ленина и им. Коминтерна в Воронеже были реконструированы и расширены. В губернии появились новые предприятия: например, в Воронеже ввели в строй жиркомбинат, выпускавший мыло и глицерин. Была достроена городская электростанция, мощность которой составляла 3 тыс. кВт. Благодаря этому, в 1926 г. в Воронеже были пущены трамваи. Восстанавливалось движение на Юго-Восточной железной дороге.

В 1921 г. предприятия губернии полностью перешли на денежную оплату труда, с июня 1922 г. была введена сдельная оплата труда, что повысило материальную заинтересованность рабочих в его результатах. Сократилось число прогулов рабочих. Например, на заводе им. Коминтерна оно снизилось в 1921–1922 гг. с 17 до 3%.

На предприятиях стали вводить плановые задания на месяц, перевыполнение которых поощрялось. В 1922 г. рабочим за трудовые успехи стали присваивать звание Героя Труда. Первыми в губернии удостоенными звания стали 17 рабочих воронежских железнодорожных мастерских и 15 рабочих завода им. Тельмана.

В годы нэпа бурно развивалась кустарная промышленность. По неполным данным, в 1924 г. в губернии насчитывалось не менее 67 тыс. кустарей – механиков, техников, художников и других специалистов, среди которых подчас находились талантливые самоучки. Были случаи, когда такие кустари сами изготавливали сложные станки с высокой производительностью. Их опыт старались перенимать, но одновременно с этим с кустарщиной боролись, объявив её «рассадником частнокапиталистических тенденций в деревне».

В начале 1920-х гг. в губернии преобладала частная торговля, товарооборот которой составлял 88% (в Воронеже – 73%). Однако существовала установка на вытеснение частников с рынка. Для расширения кооперативной и государственной торговли создавалась сеть потребительских обществ, которые открывали свои магазины и лавки. Кооперативам предоставлялись со стороны государства кредиты, транспорт, льготы при закупках и продаже товаров. В результате к 1925 г. частная торговля в Воронеже не превышала 20%.

Города губернии активно благоустраивались. Начали регулярную работу коммунальные службы Воронежа.

Новая экономическая политика стала способом преодоления послевоенной разрухи. В Воронежской губернии восстанавливались промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение. Волнения крестьян прекратились. Развивалась торговля. В экономике наблюдался стабильный рост.

 

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.